- Введение
- Теоретические основы самосознания
2.1. Понятие самосознания
2.2. Этапы развития самосознания
2.3. Роль самосознания в психологическом развитии
- Психологические особенности старшего подросткового возраста
3.1. Характерные черты старшего подросткового возраста
3.2. Проблема формирования идентичности
- Переходный период от подросткового к юношескому возрасту
4.1. Особенности переходного периода
4.2. Факторы, влияющие на развитие самосознания
- Эмпирическое исследование
5.1. Методология исследования
5.2. Результаты и их анализ
- Рекомендации по поддержке развития самосознания
- Заключение
- Список использованных источников
Данный дипломный проект посвящен исследованию психологических особенностей развития самосознания у подростков в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Актуальность данной темы обусловлена тем, что самосознание играет важную роль в формировании личности, её идентичности и социального поведения.
Период старшего подросткового возраста (15-17 лет) является критическим для формирования самосознания, поскольку в это время происходит значительное переосмысление и стабилизация ценностей, убеждений и самооценки. Подростки начинают активно искать свою идентичность, что связано с рядом психологических и социальных изменений. Переход к юношескому возрасту (18-22 года) характеризуется новыми вызовами и возможностями, а также углубленным осмыслением своего «Я» в контексте всех накопленных жизненных опытов.
Цели настоящей работы заключаются в исследовании изменений в развитии самосознания в этот переходный период, а также в выявлении факторов, оказывающих влияние на этот процесс. В ходе работы будет обсужден ряд теоретических аспектов, проведено эмпирическое исследование и выработаны практические рекомендации по поддержке адекватного и гармоничного развития самосознания у молодежи.
В ходе исследования будут использоваться как отечественные, так и зарубежные источники, что позволит получить более полное представление о рассматриваемом предметe и выработать обоснованные выводы.
- Бенашвили, Г. Н. (2010). Психология подростка и молодого человека. М.: Психологическая служба.
- Ермоленко, Н. П. (2015). Самосознание и его роль в развитии личности. Вестник психологии, 4(2), 45-56.
- Рубинштейн, С. Л. (2009). Основы общей психологии. СПб.: Питер.
- Зимняя, И. A. (2013). Психология развития: теоретические и практические аспекты. М.: Академический проект.
- Лебедева, Н. В. (2018). Психологические аспекты самосознания у подростков и молодежи. Психология и педагогика, 2(3), 30-41.
Отправить комментарий